ЭТНОМЕДИАЦИЯ — ЭТО ПУТЬ К ДРУЖНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ ШКОЛЕ.
В условиях глобализации и миграционных процессов школы становятся не только образовательными учреждениями, но и пространством межкультурного взаимодействия. Особенно это актуально для многонациональных школ. Многонациональные школы — это не просто образовательные учреждения, а мини-модель общества, где учащиеся представляют разные этносы, языки, традиции и религиозные взгляды. Сегодня в школах учатся дети разных национальностей, языков и культур. Это делает нашу жизнь интересной и многогранной. Я работаю Завучем по профилактике правонарушений в средней школе Гродеково Жамбылского района. В нашей школе учатся дети разных национальностей, культур и традиций. Это делает нас особенными, но иногда может вызывать недопонимание. Что делать, если одноклассники не понимают друг друга из-за языковых или культурных различий? Одним из эффективных механизмов решения подобных проблем становится этномедиация.
Этномедиация — это форма посредничества в межэтнических и межкультурных конфликтах, направленная на мирное урегулирование споров, снижение напряжённости и построение взаимопонимания между сторонами. Она включает диалог, активное слушание, признание культурных различий и поиск компромиссных решений. Формируются базовые навыки межкультурной коммуникации и толерантности.
После прохождения обучения, в работе применяя навыки этномедиации хочу поделиться как этномедиация помогает в школьной среде.
Разрешение конфликтов. Этномедиаторы помогают ученикам и учителям находить взаимопонимание в спорных ситуациях, минимизируя агрессию и формируя уважительное отношение друг к другу.
Формирование культуры диалога. Этно-медиация учит школьников вести конструктивный диалог, высказывать мнение и слышать других, что особенно важно в поликультурной среде.
Профилактика буллинга. Медиация снижает уровень агрессии и способствует тому, чтобы дети не чувствовали себя изолированными из-за своей этнической принадлежности.
Уважение к разным культурам. Медиатор помогает не только уладить конфликт, но и научить уважать традиции и взгляды других.
Каждый может высказаться. Важно, чтобы все участники были услышаны. Это снижает напряжение и обиды.
Объединение, а не разделение. После медиации дети начинают лучше понимать друг друга и чаще становятся друзьями.
Этномедиация — важнейший инструмент в создании безопасной, толерантной и комфортной образовательной среды. Она помогает формировать у детей чувство уважения к многообразию, умение мирно решать конфликты и строить общество без дискриминации. Внедрение этно-медиации в школьную практику — это шаг к гармоничному будущему, где каждый ребёнок чувствует себя нужным, принятым и понятым. Это не просто способ решить конфликт, это способ создать в школе атмосферу дружбы, уважения и понимания. В многонациональной школе это особенно важно. Вместе мы учимся не только математике или языкам, но и жить в мире и согласии.
Сауле Даулбаева член Совета этномедиации, медиатор Жамбылского района



