Абай- великий сын казахского народа!
Абай – реформатор национальной культуры и ренессанса в Казахстане.
Празднование 175 – летия со дня рождение великого Абая отзывается в сердцах миллионов людей не только в нашей стране, но и во всем мире, делает каждого из нас сопричастным Великому Титану. К деятельности Гения, породившего новое направление не только социально – политической мысли, но и в искусстве, науке, в развитие целого общества Абая по – справедливости называет реформатором культурной, общественной, социально – политической жизни казахского народа, обобщивший многовековой ренессанс казахской культуры, начиная от нашего древнего предка – скифско – сарматовского философа Анахарсиса (655-620 г.г до н.э.), Коркыт – ата (IX век), Абу Наср аль-Фараби (X век), Жусип Баласагуни, Махмуда Кашкари (XI век), Ахмеда Югнаки (XII век), ведущих биев: Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбек Казангапов, Махамбет Утемисов и др.
Необычайно многогранна личность Абая, который был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем.
Социально – политические воззрения Абая Кунанбаева пронизаны безграничной любовью к своему народу, искренним желанием улучшить условия жизни простых людей. Этими идеями особенно наполнены его стихотворения «Калын елим казагым» и «Сегиз аяк». В них Абай показывает тяжелое положение простого человека, порицает нежелание правящих кругов заботиться о нуждах своего народа.
Главный этико – философский труд Абая – «Слова назидания» – представляет собой анализ современного поэту казахского общества второй половины XIX в. В нем Абай затронул проблемы, которые, по его мнению, не давали казахскому народу выйти из вековой тьмы. В то же время, «Слова назидания» полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся позади и казахи займут достойное место среди других народов.
Общественная деятельность Абая была связана с выполнением функций волостного правителя, где Абай выделялся беспристрастностью и справедливостью в решений дел простых людей.
Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич «Проснись, казах!».
Абай разработал новые системы мышление познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, привнес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан и др. Его изречения: «Добрые, прогрессивные коммуникации, дружественные отношения между людьми порождают цивилизацию» актуальны сегодня как никогда.
Абай один из первых раскрыл пути культурно – духовного потенциала казахского народа, смог развеять сомнения имперско-колониальных воззрений о незыблемости байско – феодальной отсталости этносов центральной Азии, в том числе казахов и утверждал о том, что отсталость преодолима в том случае, если в первую очередь в течение определенного исторический периода казахское общество будет руководствоваться национальными, социально – политическими мыслями, идеями, направленные на консолидацию национального единства и социально – культурное развитие казахского народа. С социально – политическими идеями, мыслями, произведениями Абая казахский народ прошел из тьмы веков к цивилизованному будущему.
Гайни Кошекбаева, медиатор АНК Жамбылской области.