Некоторые аспекты нового послания Президента Казахстана
Ежегодно народ Казахстана с нетерпением ждет послания президента страны, так как от него зависят основные направления дальнейшего развития государства на ближайший период, а иногда оно охватывает развитие на целую 5-тилетку.
В нынешнем послании президент страны Касым-Жомарт Токаев уделил внимание многим проблемам, волнующим в последнее время казахстанцев, и по решению их выдвинул пять основных задач: современное эффективное государство, обеспечение прав и безопасности граждан, развитая и инклюзивная экономика, новый этап социальной модернизации, сильные регионы – сильная страна.
Реализация каждой задачи, конечно требует больших материальных средств и усилий как со стороны государственных органов, так и со стороны общества в целом. Остановимся коротко на некоторых из этих задач, насколько реально возможно их осуществить, учитывая сегодняшнюю ситуацию.
Главный лозунг первой задачи – «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Во-первых, президент еще раз заявил о готовности выполнения всех своих обещаний данных народу Казахстана еще в предвыборной программе, а также о том, что будет и дальше продолжена реализация пяти институциональных реформ и Плана нации.
Концепцию влиятельного Парламента, он видит в дальнейшем развитии института многопартийности, и предстоящие выборы в Мажилис должны этому способствовать. Однако хотелось бы все же, чтобы вернули систему выборности конкретных кандидатов и отменили выборы по партийным спискам. Каждый избиратель должен знать за кого голосует.
Следующий критерий, связанный с подотчетным Правительством, состоит в эффективности обратной связи государственных органов с населением. К сожалению, сегодня существует данная проблема, в основном это связано с несвоевременностью рассмотрения жалоб и заявлений граждан или ответами со всевозможными отписками и т.д., а надо чтобы жалобы были не только рассмотрены, но по ним также были приняты соотвествующие меры. Необходимо, чтобы все государственные органы были представлены в социальных сетях и своевременно реагировали на возникающие вопросы граждан, постоянно проводился мониторинг социальных сетей и не только, с целью выявления проблем в определенной сфере, а также нахождение пути решения их с опубликованием результатов.
Далее говорится о совершенствовании закона о митингах, и действительно, здесь необходимо проработать механизм их проведения, чтобы граждане могли выразить свою волю, но при этом они не должны совершать правонарушения, от которых могут пострадать простые люди.
Немаловажным является вопрос укрепления межэтнического согласия в обществе, особенно учитывая недавние события произошедшие в нашей области. Необходимо уже понять всем этносам в Казахстане, что знание государственного языка – это то связующее звено между всеми этносами, которое будет способствовать объединению народа, а безразличное отношение к нему, ведет лишь к разобщению в межэтнической среде, между проживающими в одном государстве гражданами. Но при этом ни в коем случае нельзя использовать силовые методы, надо создать условия, при которых государственный язык будет жизненно необходим для всех сфер жизни, для начала нужно полностью перевести на него делопроизводство в государственных органах. Однако надо учесть, что в этом процессе не только государственные органы, но и неправительственный сектор играет немаловажную роль. И, чтобы он смог внести весомый вклад в данный аспект, необходимо, по мнению президента, разработать Концепцию развития гражданского общества до 2025 года, которая поможет в реализации цели по повышению авторитета неправительственных организаций.
Постановка второй задачи, как мне кажется, касается наиболее актуальной темы – обеспечение прав и свобод, а также безопасности граждан. И президент, конкретно указывает на несовершенство деятельности судебных и правоохранительных органов в настоящее время, что требует безотлагательных реформ в этой сфере.
Внедрение института административной юстиции поможет в решении некоторых вопросов, и несколько уравняет шансы граждан в публично-правовых спорах, касающихся обжалования решений и действий органов власти. Ужесточение наказания за тяжкие преступления и невозможность избежания реального его применения, должно способствовать уменьшению количества преступлений. Однако это не значит, что полиция, не должна быть олицетворенем карательных органов, напротив она должна стать такой службой, основной задачей которой будет являться обеспечение безопасности граждан. Пристиж и авторитет работников полицейской службы должен достигаться не за счет силовых методов, а по итогам проделанной работы и положительным отзывам населения.
Также, одним из неотъемлемых направлений обеспечения прав граждан является борьба с коррупцией. Коррупция – это главная проблема, которая нарушает основные принципы равноправия граждан, и мешает развитию институтов гражданского общества. У нас в основном борются с последствиями коррупции, а коррупционные отношения в основном возникают в первую очередь из-за несовершенства законодательства. Поэтому в послании президента четко говорится о необходимости восстановления антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов с участием экспертов и общественности.
Ответственность первого руководителя ведомства, в котором произошло коррупционное преступление, должна быть регламентирована в действующем законодательстве. При этом не допускаются незаконные методы и провакационные действия со стороны сотрудников антикоррупционной службы.
В целом в послании президента нашли отражение многие проблемы, которые обсуждаются общественностью в социальных сетях и СМИ, и это говорит о том, что глава государства дежит руку на пульсе событий, происходящих в стране, что дает нам надежду на дальнейшее уделение внимания решению этих проблем в ближайшем будущем.
Аскар Кадыркулов
член НЭГ АНК Жамбылской области,
координатор фронт-офиса «Sanaly urpaq»
Таразского регионального университета
имени М.Х. Дулати