Уроки медиации для педагогов

Мы, медиаторы АНК Жамбылской области работаем не только с конфликтами, но и с предупреждением их. Для снижения конфликтности в школьной среде предоставляем вам уроки медиации для педагогов (классных руководителей) с медиативными навыками выхода из них, помогающие создать доброжелательную, психологическо-безопасную  обстановку в классе!!

Воспитание подрастающего поколения являлось и является одной из важнейших задач образования и ведущая роль в этом благом деле принадлежит им, педагогам. Личный пример педагога – был и остается главным методом воспитания детей. Не стоит забывать, что дети любят подражать, а учитель был и останется одним из главных объектов для подражания и неустанного внимания.

Что нужно сделать, чтобы ученики уважали вас, признавали ваш авторитет и сами при этом чувствовали себя достойными? Для этого необходимо установить с ними отношения по типу «поддержки». Из чего же складывается поддержка учителя, рекомендуем  5 стратегий:

  1. Принятие

–  принимайте своего ученика таким, каков он есть, с его индивидуальными особенностями (внешность, темперамент, способность, особенность здоровья и развития) и маленькими слабостями, избегайте клеймения и ярлыков. Помните: личность не равна поведению!

  1. Внимание

–  приветствуйте  с улыбкой,  называйте каждого по имени,  выслушивайте ученика о его переживаниях,  научите ученика просить внимания прямым способом, замечайте учеников даже тогда, когда они ведут себя хорошо, поздравляйте с днем рождения, будьте в курсе его интересов, важных событий, иногда поболтайте в неформальной обстановке.

  1. Признание:

– используйте поддерживающие восстановительное Я-высказывание (мне было приятно, я была удивлена …), создавайте ситуацию успеха (отметить в его работе качественно выполненный какой-то элемент), отмечайте любое продвижение вперед (сравнивайте ученика с ним самим, избегая нездоровой соревновательности), делайте фокус на настоящем.

4.Одобрение

– Отмечайте вслух сильные стороны ученика, применяйте позитивное переформулирование (упрямый – настойчивый, трусливый – осторожный,  болтливый – общительный), делайте комплименты личностным качествам ученика, учите ученика говорить о себе позитивно.

  1. Теплые чувства

– применяйте теплые слова, используйте теплые прикосновения,  выражайте позитивные эмоции в адрес ученика, используйте доброжелательную интонацию.

Если педагог установил такие отношения с учениками по типу  стратегии поддержки, то ученик чувствует себя достойным, будет уважать, слушаться и стараться не подводить его. Почему поддержка работает, какие механизмы это обеспечивают. Она срабатывает на удовлетворение базовых потребностей ученика – это потребность ощущать свою состоятельность в учебе, ощущать себя принятым со стороны значимых сверстников и педагога, вносить свой индивидуальный вклад в жизнь класса и школы, потребность в безопасности в школьной среды.

Если эти потребности в полной мере удовлетворяются приемлемыми способами, ученик в школе чувствует себя безопасно и благополучно. Ему интересно учиться и общаться, а значит, нет необходимости прибегать к деструктивному поведению, создающую конфликтную ситуацию.

Для профилактики споров  и сохранению бесконфликтной среды в школе предоставляем вам один из методов  погашения конфликтов:
1. Учитель  поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Прежде всего, надо дать конфликтующим сторонам возможность выговориться, “выпустить пар”. Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. После того, как конфликтующие высказали свои претензии друг к другу, воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложение найти выход: “Что будем делать?” Учитель – медиатор  выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма.     Современный учитель – это пример для подрастающего поколения! Использование   поддержки учителя дает ученикам ресурс справляться с жизненными трудностями, вырабатывать приемлемое поведение далее,  выходить с достоинством из конфликтной ситуации!

#Давайте жить дружно!