Уроки медиации для педагогов
Мы, медиаторы АНК Жамбылской области работаем не только с конфликтами, но и с предупреждением их. Для снижения конфликтности в школьной среде предоставляем вам уроки медиации для педагогов (классных руководителей) с медиативными навыками выхода из них, помогающие создать доброжелательную, психологическо-безопасную обстановку в классе!!
Воспитание подрастающего поколения являлось и является одной из важнейших задач образования и ведущая роль в этом благом деле принадлежит им, педагогам. Личный пример педагога – был и остается главным методом воспитания детей. Не стоит забывать, что дети любят подражать, а учитель был и останется одним из главных объектов для подражания и неустанного внимания.
Что нужно сделать, чтобы ученики уважали вас, признавали ваш авторитет и сами при этом чувствовали себя достойными? Для этого необходимо установить с ними отношения по типу «поддержки». Из чего же складывается поддержка учителя, рекомендуем 5 стратегий:
- Принятие
– принимайте своего ученика таким, каков он есть, с его индивидуальными особенностями (внешность, темперамент, способность, особенность здоровья и развития) и маленькими слабостями, избегайте клеймения и ярлыков. Помните: личность не равна поведению!
- Внимание
– приветствуйте с улыбкой, называйте каждого по имени, выслушивайте ученика о его переживаниях, научите ученика просить внимания прямым способом, замечайте учеников даже тогда, когда они ведут себя хорошо, поздравляйте с днем рождения, будьте в курсе его интересов, важных событий, иногда поболтайте в неформальной обстановке.
- Признание:
– используйте поддерживающие восстановительное Я-высказывание (мне было приятно, я была удивлена …), создавайте ситуацию успеха (отметить в его работе качественно выполненный какой-то элемент), отмечайте любое продвижение вперед (сравнивайте ученика с ним самим, избегая нездоровой соревновательности), делайте фокус на настоящем.
4.Одобрение
– Отмечайте вслух сильные стороны ученика, применяйте позитивное переформулирование (упрямый – настойчивый, трусливый – осторожный, болтливый – общительный), делайте комплименты личностным качествам ученика, учите ученика говорить о себе позитивно.
- Теплые чувства
– применяйте теплые слова, используйте теплые прикосновения, выражайте позитивные эмоции в адрес ученика, используйте доброжелательную интонацию.
Если педагог установил такие отношения с учениками по типу стратегии поддержки, то ученик чувствует себя достойным, будет уважать, слушаться и стараться не подводить его. Почему поддержка работает, какие механизмы это обеспечивают. Она срабатывает на удовлетворение базовых потребностей ученика – это потребность ощущать свою состоятельность в учебе, ощущать себя принятым со стороны значимых сверстников и педагога, вносить свой индивидуальный вклад в жизнь класса и школы, потребность в безопасности в школьной среды.
Если эти потребности в полной мере удовлетворяются приемлемыми способами, ученик в школе чувствует себя безопасно и благополучно. Ему интересно учиться и общаться, а значит, нет необходимости прибегать к деструктивному поведению, создающую конфликтную ситуацию.
Для профилактики споров и сохранению бесконфликтной среды в школе предоставляем вам один из методов погашения конфликтов:
1. Учитель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Прежде всего, надо дать конфликтующим сторонам возможность выговориться, “выпустить пар”. Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. После того, как конфликтующие высказали свои претензии друг к другу, воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложение найти выход: “Что будем делать?” Учитель – медиатор выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма. Современный учитель – это пример для подрастающего поколения! Использование поддержки учителя дает ученикам ресурс справляться с жизненными трудностями, вырабатывать приемлемое поведение далее, выходить с достоинством из конфликтной ситуации!
#Давайте жить дружно!