Председатель ОО «Узбекское этнокультурное объединение города Тараз» Зайнутдинов Абдурахман Юлдашевич: «Немного о жизненном пути Абая»
(посвящается 175-летию Абая)
Великий казахский поэт и просветитель Ибрагим Кунанбаев, известный всему миру под именем «Абай» родился 10 августа 1845 года в горах «Шыңғыстау» на территории Восточно-Казахстанской области, (бывшей Семипалатинской области) происходил из рода Тобыкты, племени Аргын. Отец его Кунанбай был представителем крупной казахской феодальной знати и широко известным человеком на всю казахскую степь. В центре мусульманского мира в городе Мекке, нынешней Саудовской Аравии он имел свою гостиницу, где останавливались не только его соплеменники, но и многие известные казахской степи личности, совершающие «хадж» – паломничество к святым местам и к могиле пророка Мухаммеда.
Абай с самого детства рос любознательным и впечатлительным мальчиком, его пытливый ум интересовало очень многое в этой жизни. Его воспитывали две замечательные женшины, одной из которых была его умная и мягкая, сердечная бабушка Зере, а другая – добрая, строгая и остроумная мать Улжан из рода знаменитых по степи острословов-шаншаров (колющих). Из-за пытливого ума мать дала ему имя «Абай», что значит «внимательный» или «проницательный». В возрасте 9 лет, Абай был определен отцом в медресе – мусульманскую духовную школу в Семипалатинске и прекрасно овладел арабской письменностью. Здесь Абай познокомился с поизведением таких классиков и поэтов Востока, как Абулькасым Фирдоуси, Саади Ширази, Хафиз Ширази, Мухамед Физули, Алишер Навои, и многих других. Знание поэтов Востока наложило большой отпечаток в его душе и предопределило его дальнейшую судьбу. В подражание поэтам Востока он начал писать свои стихи, поэмы, прозы. Уже в 15 лет Абай выступал посредником в спорах, имея красноречие и логику. Даже видные люди соседних родов прислушивались к его мнению, не считая его мальчиком. Люди того времени говорили о нем, как о будущем знаменитом законоведе – бие, каковым хотел видеть его Кунанбай.
В 20 летнем возрасте Абай стал одним из самых знаменитых ораторов степи. В поисках знаний он самовольно поступает в русскую приходскую школу. Пристрастие к книгам приводит его в публичную библиотеку в Семипалатинске, где Абай знакомится с поизведениями Пушкина и Лермонтова, Толстого и Салтыкова-Щедрина, Белинского и Чернышевского.
В начале 1880-х годов Абай подружился с представителями русской интеллигенции, политическими ссыльными Е.П.Михаэлисом, С.С.Гроссом, Н.И.Долгополовым. Это были просветители, изучавшие местный край. Они открывали библиотеки, читальни, распространяли знания среди населения. Совместная работа и дружба с ними очень сильно повлияли на личность Абая, на формирование и развитие его просветительских и демократических идей, чем объясняются народность его поэзии.
С 1882 года он начинает систематически писать стихи. Первым его произведением были стихи: «Қалың елім, қазағым, қайран жұртым!». В этих стихах-раздумьях содержится его любовь к простому народу, беспокойство о его будущем. В мае 1888 года состоялся чрезвычайный съезд казахских родов Семипалатинской и Семиреченской областей, на котором Абай в числе других был избран волостным управителем. В 1889 году в газете «особое прибавление а «Акмолинским областным ведомостям» в рубрике «Фельетон» без упоминания имени автора появилось стихотворение «Наконец волостным я стал». Это беспощадная сатира на гнилую систему местного управления, на тогдашние социально-политические порядки было построено в форме монолога самого волостного. Находясь на дожности управителя в течение трех лет, Абай пытался улучшиь жизнь простых людей, однако его популярность не нравилась властям. Все кончилось тем, что полиция произведя обыск в его ауле, запретила ему встречаться с политическими ссыльными и установила над ним тайный надзор. Не связывая себя официальной службой, Абай решил просвятить себя делу просвещения народа. В поэзии Абая ярко отражены не только просторы степи, жизнь и быт, казахских аулов, но и внутренний мир людей разных поколений и разных характеров. Важное место в лирике Абая занимают философские раздумья – «Восьмистишия». Его поэмы «Ескендір», «Масғұт», «Сказание об Азиме»занимают достойное место в новом жанре казахской литературы. Создавая свои замечательные произведения Абай одновременно переводил на родной язык не только Крылова, Пушкина и Лермонтова, но и через русскую литературу западноевропейских классиков: Шиллера, Гете, Байрона, Мицкевича. В проследнее дясятилетие жизни Абай обращается к прозе и создает «Слова назидания», раскрывающие взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы. Всего их сорок пять.
В молодости пережил радость любви к красавице Тогжан. Однако, уступив отцу и старым обычаям женился на девушке по имени Дильда.Своего сына Абдурахмана (Абиша) Абай определил в Михайловское артиллерийское училище. В 1996 году в возрасте 27лет его талантливый, образованный сын Абдурахман, который учился в Санкт-Петербурге, умер. Сыновья поэта Акылбай и Магауия сами сочиняли стихотворения. Племянник Абая Шакарим Кудайбердиулы широко известен казахскому народу и оставил свои труды потомкам.
В 1904 году умирает другой сын – Магауия. Не пережив этого через 40 дней скончался великий поэт АБАЙ. Жизненный и творческий путь Абая Кунанбаева был предопределен той эпохой, в которой он жил. А его творчество обогатило не только казахскую литературу, но внесло очень весомый вклад в золотой фонд человечества.