Школьная медиация в Байзакском районе
В сш имени Н. Акшабаева Қызыл Жұлдызского сельского округа Байзакского района Жамбылской области, в октябре 2020 года был торжественно открыт кабинет школьной медиации, в открытии которого приняли участие зам. акима района Даулетов Дауир Рысбайулы, Иманова Салтанат Байтеликызы, начальник отдела внутренней политики района, председатель районного суда Тилеубеков Ергазы Утенулы, Кошекбаева Гайни, член совета медиаторов АНК Жамбылской области, председатель ассоциации медиаторов Байзакского района, Болатбеков Мейирбек, председатель совета биев района, руководитель школьной медиации, председатель совета биев села «Қызыл Жұлдыз» Еркинбаев Анарбек, сотрудники районного отдела образования – зав РМК Тургымбеков Жанатбек Ашимулы, методист Сабитбекова Разия Сериковна, аким «Қызыл Жулдызского» сельского округа Нурбаев Осер Абдижалелулы, директор сш имени Н.Акшабаева Сейдалиева Айсара Рашбайқызы, члены администрации, родительский комитет данной школы, представители общественности села, психологи, социологи, завучи по воспитательной и правовой работе школ района.
После открытия кабинета школьной медиации члены совета школьной медиации поделились планами работы. Затем состоялось заседание круглого стола, в ходе которого были обсуждены актуальные вопросы по дальнейшему развитию школьной медиации в районе.
Выступившие участники обсудили состояние развития медиации в районе. Так, председатель районного суда Ерғазы Тилеубеков в своем выступлении подробно остановился на принципах медиации, подчеркнув: -Медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Медиатор держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
В своем выступлении Кошекбаева Гайни Акылбековна сделала акцент на необходимость организации школьной медиации, подчеркнув, что школьный социум, в том числе: школа, семья и общество, родители, дети, педколлектив.. очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. Можно ли в таких условиях совсем обойтись без конфликтов? Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Медиатор, председатель совета школьной медиации Анарбек Еркибеков подчеркнул, что зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?!). И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Болатбеков Мейирбек, председатель совета биев района рассказал присутствующим, что в сельских округах района руководители совета биев совместно с медиаторами согласны работать в тесном сотрудничестве, а медиатор, председатель совета биев села «Қызыл Жұлдыз» Еркинбаев Анарбек избранный председателем совета школьной медиации, куда входят психолог школы Абиева Райхан, завучи по воспитательной и правовой работе школы имени Акшабаева, члены родительского комитета, активисты организации «Жас Ұлан», «Жас Отан» и др. еще раз повторил: общими усилиями сделаны план работы по принципу: «Школа семья и общество – вместе во благо будущего!».
Сотрудники районного отдела образования – зав РМК Турғымбеков Жанатбек, методист Сабитбекова Разия рассказали собравшимся о совместной предварительной работе с медиаторами района по организации школьной медиации.
На заседании круглого стола обсуждались вопросы дальнейшей совместной работы не только в данной школе но и в других школах района. Члены администрации школ: Бурылской, имени Амангелді, имени А. Сухамбаева, школы гимназии №1 и др. обратились также с вопросами к зам. акиму района Даулетову Дауру, Имановой Салтанат, начальнику отдела внутренней политики района об оказании помощи в организационных вопросах, о ходатайстве перед департаментом отдела внутренней политики области, в том числе для организации учебы для подготовки школьных медиаторов и др.