(для написания данной статьи были использованы архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Жамбылской области)
Ежегодно, начиная с 1997 года, в Казахстане отмечается День памяти жертв одной из самых трагических страниц истории Казахстана – массовых политических репрессий и ужасающего голода, повлекшего гибель миллионов человек. Давайте, вспомним эти тяжелые времена.
На долю жителей города Аулие-Аты (ныне Тараз) и одноименного уезда в пер. четверти ХХ в. выпало огромное количество бед и лишений. Так, политика царского правительства, в том числе Столыпинская аграрная реформа, привела к обострению классовых и социальных противоречий, росло число разорившихся крестьянских хозяйств и неустроенных переселенцев. Далее тяготы Первой мировой войны легли на плечи народа массовыми реквизициями скота и фуража. Указ царя Николая II от 25 июня 1916 г. о мобилизации на тыловые работы вызвал волну возмущения и послужил причиной массовому восстанию казахов, охватившему все уезды Сырдарьинской области. Наиболее продолжительным было восстание в волостях Аулие-Атинского уезда.
Для борьбы с голодом азиатских и европейских зажиточных людей, попавших в списки Буржуа, поголовно в 1918 г. обяжут выплатить крупную сумму денег, суммы выплат на то время составляли от 100000 до 1 миллиона рублей. Из предоставленных Исполкому списков в городе Аулие – Ата и уезде буржуями числилось среди туземного населения 74 человека, среди европейского населения 31 человек. Эти меры привели к тому, что по уезду практически не осталось предпринимателей – капиталистов, крупных скотоводческих хозяйств. Уже через год, у тех людей, которые ранее владели кустарными мануфактурами, занимались сельским хозяйством, могли прокормить и свою семью и дать рабочие места многим, осталось лишь 1-2 дома, небольшой участок земли, 1 лошадь, корова, несколько баранов. Богатым капиталистом числился тот, у кого дом был с деревянными полами, в доме что-то было из мебели, а если еще и небольшое стадо скота осталось, а вдобавок еще и грамоте обучен, это прямой путь в число «врагов народа». Это было трудное время – в уезде и городе царили разруха и голод, промышленные предприятия из-за бесхозяйственного управления бездействовали, в плачевном состоянии находилось и сельское хозяйство.
В истории ХХ века остается пока много «белых пятен» о тех страшных, суровых испытаниях, выпавших на долю народов, кровью и потом создававших «нерушимый Советский Союз». Окончание первой мировой войны и совпавшая с этим временем гражданская война в стране, обрушились на людей «белым» и «красным» террором. С первых лет Советского строительства в стране утвердилась командно- административная система управления, приведшая к созданию абсолютного тоталитарного государства. Выбранный политический курс был направлен на ряд реформ в народном хозяйстве – насильственное оседание кочевников, перешедшее в массовую коллективизацию. В стране происходило насильственное переселение людей с родных мест, изъятия скота, имущества и т.д. Тем самым люди были доведены до голода, погибали в массовых масштабах, за одно скорбное десятилетие было разрушено веками сложившиеся устои.
Другая характерная особенность того периода заключается в том, что насилие и разрушение сопровождались массовыми репрессиями. В своей книге шведский политик П. Альмарк «Открытая рана» характеризует репрессивные действия в Советском Союзе, который он называет «Государством ГУЛАГ»: «…Многих граждан убивали потому, что они принадлежали не к тому классу. Это было (или должны были быть) буржуазия, аристократия, кулачество. Другие пострадали потому, что относились к «плохой нации или расе» — это украинцы, черноморские греки, немцы Поволжья и другие, третьи – за плохие политические «фракции» — троцкисты, меньшевики и т. д. А еще были сыновья или дочери, жены или мужья, матери или отцы тех, кого большевики в чем-то обвиняли…».
Одним из важных элементов, укрепившимся командно-административной системы, стала борьба с инакомыслием. Уже с середины 30-х годов в стране господствовала «теория» об усилении классовой борьбы, давшая повод для карательных мер. В то время в стране царила обстановка морально-психологического угнетения – недоверие людей друг к другу, донос, страх ареста и тюрьмы и клеймо «враг народа», «бай», «кулак», «националист». Тоталитарное государство не могло жить без образа «врага», без ненависти к нему. Не удивительно, что в число врагов в первую очередь попадали бывшие члены различных, ликвидированных коммунистами партий, и собственно коммунисты, чьими силами создавалось советское государство. Жертвами репрессий стали практически все руководящими партийные и советские работники республики.
С 1928 г. начались массовые аресты бывших деятелей «Алаш Орды». Это видные государственные и политические деятели, интеллигенция, среди которых Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Миржакып Дулатулы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, и многие другие.
Волна репрессий коснулась многих наших земляков, чьи жизни неразрывно связаны судьбой родины. Их биографией, словно страницы летописи, повествующие об этапах развития страны, своеобразные вехи на историческом пути народа. Трагедия заключается в том, что погибли честные, верно служившие своему народу люди, опытные, практические работники в области партийного и советского руководства, до последнего момента надеявшиеся на справедливость и закон.
Для придания легитимности проводимым арестам, была придумана версия о том, что «национал-фашисты» во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Т. Рыскуловым, заместителем секретаря ВЦИК СССР Н. Нурмаковым, Председателем ЦИК КазССР У. Кулумбетовым и др. хотели «отделить Казахстан от СССР и отдать его под протекторат Японии, а сами они являются японо-германскими шпионами». В 1937-38 гг. на основе таких обвинений были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана, тем самым физически уничтожив цвет казахской творческой интеллигенции. Под окраской «враг народа» были арестованы О. Исаев, У. Кулумбетов, С. Мендешов, С. Ходжаев, Н. Нурмаханов, Т. Рыскулов, М. Тынышпаев, К. Кулетов, О. Жандосов, И. Жансугуров, Г. Торжанов и многие другие. Этот список можно продолжать очень долго, он написан кровью безвинно убиенных людей. А члены их семей, друзья и даже знакомые подвергались гонениям и издевательствам. Никто из данных репрессированных никакой антисоветской работы не проводил, никакой шпионской связи ни с какими империалистическими и фашистскими государствами не поддерживал, не осуществляли вредительства против народного хозяйства. А на оборот, они в свое время боролись за советскую власть, воспевали победу. Они не побоялись говорить об ужасной трагедии в стране: тяжелом положении крестьянства, его разорении и голоде. Это люди не воевали против советской власти, а на оборот, своими замечаниями, непосильным самоотверженным трудом хотели оказать помощь в устранении недостатков и искривлении в работе. Так Т. Рыскулов в 1932 году не побоялся сказать Сталину правду о бедственном положении родного народа, заявил прямо, что тысячи кочевников погибли голодной смертью, вся степь усеяна трупами. За этот «подвиг» кремлевский тиран отправил на казнь Т. Рыскулова.
А в 1937 – 1938 гг. вследствие политики Малого Октября начинается «большой террор» и охватил массовый характер. За 33 года (с 1920-1953 годы) в общей сложности подвергались политическому обвинению в республике более 110 тыс. человек, из них более 20 – 25 тыс. человек расстреляны (и это еще не окончательные данные). На территории Казахской ССР в 1930-х гг. организовывалось большое количество исправительно-трудовых лагерей. В Казахстане действовали 11 лагерей ГУЛАГа, самыми большими из них были: «Дальний», «Песчаный», «КарЛаг», «АЛЖИР», «Степной» и «КамышЛаг». Республика превратилась в одну большую тюрьму.
Согласно архивным исследованиям Олег Борисовича Мозохина российского офицера, историка, за 1937—1938 годы по 58-й статье в Казахской ССР были арестованы 45 563 человека, то есть менее 1 % жителей Казахской ССР. За годы Сталинского правления в Казахскую ССР было депортировано 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 19 тысяч корейских семей, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек. Если сказать обобщенно обо всех жертвах, то у них была общая судьба. В то время здесь жили только казахи. Казахский народ со сформированными этническими особенностями характера, сердечно, радушно и хорошо принял этносы и этнические группы, оказавшиеся на территории Казахстана ввиду различных общественно-политических обстоятельств. Пишу данную статью и смотрю через призму времени, в те тяжелые времена наши предки помогали всем переселенцам чем могли, а сейчас люди живут в мире и достатке, но к сожалению нечасто оказывают помощь даже своим родственникам.
Так сложилась самобытная история переселения более 130 этносов и этнических групп, для которых Казахстан сегодня стал настоящей Родиной. Мирное сосуществование в Казахстане различных этносов и этнических групп привело к формированию особого казахского менталитета, который не мог бы развиться в других государствах. Уникальность Казахстана заключается в его этническом многообразии. Доказательством этого является, что представители различных этносов, не вернувшиеся на историческую родину, связавшиеся свое будущее с Казахстаном, прочно обосновались в нашей стране, живут и трудятся, вносят достойный вклад в процветание обретенной Родины.
Теперь после долгого времени, благодаря восстановлению справедливости стали известны имена репрессированных, и их память заслужила всеобщее внимание и почет. Сегодня несправедливые обвинения сняты с большинства так называемых «неблагонадежных лиц», но людей уже не вернуть. А количество безвинно пострадавших исчисляются цифрами со многими нулями. Годы массовых репрессий и голода еще долго будут оставаться «белыми пятнами» в отечественной истории.
Во имя справедливости 14 апреля 1993 году в Казахстане был принят закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». 31 мая признан Днем памяти жертв политических репрессий согласно Указу президента Казахстана в 1997 году. В городе Таразе 31 мая 2000 года был открыт памятник жертвам политических репрессии и голода, также воздвигнут памятник Турару Рыскулову (1994 год) по ул.Абая, перед главным входом в одноименный парк культуры и отдыха. Имена репрессированных соотечественников возвращены народу и живут в названиях населенных пунктов, школ, улиц.
Мы никогда не должны забывать что, самый справедливый суд – это время. И сегодня пришла пора анализировать события прошлого, ведь знание истории, изучение ошибок прошлого помогут нам избежать новых трагедий в будущем.
Жазира Шильдебаева
Ведущий эксперт отдела
«Научно-экспертного сопровождения»
КГУ «Қоғамдық келісім»