Общественность Тараза простилась с Людмилой Киршнер
«Музыкальное училище, консерватория, работа педагогом и концертмейстером – вся моя жизнь», — так скромно оценила свое многогранное творчество Людмила Григорьевна Киршнер в одном из интервью, посвященном памяти ее отца Григория Исаевича. Именно он, влюбленный в свою профессию скрипач, сумел передать дочери умение чувствовать шедевры мировой музыкальной классики так, как никто другой.
Людмила Григорьевна – музыкант во втором поколении и в некотором роде повторила творческий путь своего отца.
Семья Григория Исаевича уехала в 1939 году из оккупированной фашистами Польши в Западную Украину, оттуда — на Северный Кавказ. После депортации обосновалась в Джамбуле (ныне Тараз), где молодой и талантливый Григорий устроился на работу в областной Казахский драматический театр имени Абая музыкантом и заведующим музыкальной частью. В те времена спектакли сопровождали «живой» музыкой небольшие оркестры. И он наряду с классикой стал осваивать новые для него степные напевы, искал новые подходы к аранжировке спектаклей. Однажды решил вписать в канву спектакля мелодии молитв, и, стоя во дворе мечети, долго вслушивался и записывал что-то на листе нотной бумаги. Он с энтузиазмом постигал новую для него культуру казахов. Пропагандировал светскую и духовную, классическую, народную и эстрадную, европейскую и казахскую музыку.
Позже Григорий Киршнер преподавал в единственной тогда в Джамбуле музыкальной школе имени М. Глинки. Но душа требовала полета, и он открывает для детей медиков детскую музыкальную студию при Джамбулской областной больнице, а через два года студия получила новый статус музыкальной школы имени Дины Нурпеисовой. В этой школе Г.И. Киршнер впервые в области начал обучать детей игре на национальных музыкальных инструментах. Здесь проработал директором до выхода на пенсию.
Людмила Григорьевна после окончания Алма-Атинской консерватории также начала трудовую деятельность концертмейстером в Русском драматическом театре, играла в оркестре на фортепиано, создавая особую ауру в каждом спектакле. Она всегда была завсегдатаем на спектаклях, и ее фото занимает почетное место среди артистов театра. Так же, как отец, преподавала в музыкальной школе имени Глинки, трудилась в Жамбылском гуманитарном колледже имени Абая, в Таразском государственном педагогическом институте. Ее выпускники относятся к Людмиле Григорьевне с огромным уважением, считая ее неповторимым и уникальным педагогом.
-У каждого класса были свои педагоги: у пианистов — свои, у нас, баянистов, — свои, а Людмилу Григорьевну любили все, потому что она уникум, она преподавала зарубежную, казахскую, русскую и советскую музыкальную литературу, теорию музыки и сольфеджио всем студентам колледжа, — вспоминает председатель Русской общины «Радонеж», музыкант Владимир Сорокин.
Л.Г.Киршнер оставила после себя большую плеяду учеников. Многие достигли успехов, к примеру, пианисты Виктор Зорин, Олег Переверзев — бессменные лауреаты и победители разных конкурсов, состоявшиеся личности. Оксана Дьяченко и Владимир Сорокин руководят творческими коллективами. Многие преподают музыку и даже стали певцами, как наша землячка Юлия Карлова из Польши, которой Людмила Григорьевна помогала готовиться к поступлению в Варшавскую консерваторию. Есть среди ее учеников и члены еврейской общины Тараза.
Находясь на пенсии, она вела активную жизнь: как ведущая или концертмейстер участвовала в городских мероприятиях, была инициатором и организатором различных творческих встреч и концертов, поэтических чтений, музыкальных юбилейных вечеров своих коллег и соратников, давала ценные советы, вносила предложения, критиковала. Она всегда нацеливала своих учеников развивать и продвигать свое творчество, учиться новому, расширять сферу деятельности.
С интересом восприняла она и новый проект «Джойнта» «Давай подключимся», стала активным участником онлайн-встреч, транслируемых из Алматы.
Для членов еврейской общины, учащихся музыкальной школы имени М. Глинки и всех желающих Людмила Григорьевна вместе с руководителем клуба «Авраам» Михаилом Буниным провела интересный и познавательный вечер-встречу «Шопениана», а на музыкальные гостиные, которые проходили в офисе Хэсэда, приглашала своих коллег — пианистов, скрипачей. Она приобщала ветеранов еврейской общины к миру классической музыки, рассказывала о жизни и творчество композиторов так, что равнодушных просто не оставалось. Казалось, разбуди ее ночью, назови фамилию композитора, и она расскажет все об этом человеке, начиная с детских лет и до последнего его произведения.
Такого экстра неординарного человека, музыканта и педагога поистине с энциклопедическими знаниями нет сегодня среди музыкантов города. Людмила Киршнер переросла его масштабы и оставила после себя яркий и незабываемый след.
Наталья Перфильева, Тараз