ОНА БЫЛА ЛЕГЕНДОЙ

Общественность Тараза простилась с Людмилой Киршнер

«Музыкальное училище, консерватория, работа педагогом и концертмейстером – вся моя жизнь», — так  скромно оценила свое  многогранное творчество Людмила Григорьевна Киршнер в одном из интервью, посвященном памяти ее отца Григория Исаевича. Именно он, влюбленный в свою профессию скрипач, сумел передать  дочери умение чувствовать  шедевры мировой музыкальной классики так, как никто другой.

Людмила Григорьевна – музыкант во втором поколении и  в некотором роде повторила творческий путь своего отца.

Семья Григория Исаевича уехала в 1939 году из оккупированной  фашистами Польши в Западную Украину, оттуда — на Северный Кавказ.  После депортации обосновалась в Джамбуле (ныне Тараз), где молодой и талантливый Григорий устроился на работу в областной Казахский драматический театр имени Абая музыкантом и заведующим музыкальной частью. В те времена спектакли сопровождали «живой» музыкой небольшие оркестры. И он наряду с классикой стал осваивать новые для него степные напевы, искал новые подходы к аранжировке спектаклей. Однажды решил  вписать в канву спектакля мелодии молитв, и, стоя во дворе мечети, долго вслушивался и записывал что-то на листе нотной бумаги.  Он с энтузиазмом постигал новую для него культуру казахов.  Пропагандировал светскую и духовную, классическую, народную и эстрадную, европейскую и казахскую музыку.

Позже Григорий Киршнер преподавал в единственной тогда в Джамбуле музыкальной школе имени М. Глинки. Но душа требовала полета, и он открывает  для детей медиков детскую музыкальную студию при Джамбулской областной больнице, а через два года  студия получила новый  статус музыкальной школы имени Дины Нурпеисовой. В этой школе Г.И. Киршнер впервые в области начал обучать детей игре на национальных музыкальных инструментах. Здесь проработал директором до выхода на пенсию.

Людмила Григорьевна  после окончания Алма-Атинской консерватории также начала трудовую деятельность концертмейстером в Русском драматическом театре, играла в оркестре на фортепиано, создавая особую ауру в каждом спектакле.  Она  всегда была завсегдатаем на спектаклях, и ее фото  занимает почетное место среди артистов театра. Так же, как отец, преподавала в музыкальной школе  имени Глинки,  трудилась в Жамбылском гуманитарном колледже имени Абая, в Таразском государственном педагогическом институте. Ее выпускники относятся к Людмиле Григорьевне с огромным уважением, считая ее неповторимым и уникальным педагогом.

-У каждого класса  были свои педагоги: у пианистов — свои,  у нас, баянистов, — свои, а Людмилу Григорьевну  любили все, потому что она уникум, она преподавала зарубежную, казахскую,  русскую и советскую  музыкальную литературу,  теорию музыки и сольфеджио всем студентам колледжа, — вспоминает председатель Русской общины «Радонеж», музыкант Владимир Сорокин.

Л.Г.Киршнер  оставила после себя большую плеяду учеников. Многие достигли  успехов, к примеру, пианисты Виктор Зорин, Олег Переверзев — бессменные лауреаты и победители разных конкурсов, состоявшиеся личности.  Оксана Дьяченко  и Владимир Сорокин руководят творческими коллективами. Многие преподают музыку и даже стали певцами, как наша землячка Юлия Карлова из Польши, которой Людмила Григорьевна помогала готовиться к поступлению в Варшавскую консерваторию.  Есть среди ее учеников и члены  еврейской общины Тараза.

Находясь на пенсии, она вела активную жизнь: как ведущая или концертмейстер участвовала в  городских мероприятиях, была инициатором и организатором различных творческих встреч и концертов, поэтических чтений, музыкальных юбилейных вечеров своих коллег и соратников, давала ценные советы, вносила предложения, критиковала.  Она всегда нацеливала своих учеников развивать и продвигать свое творчество, учиться новому, расширять  сферу деятельности.

С интересом  восприняла она и новый проект  «Джойнта» «Давай подключимся», стала активным участником  онлайн-встреч, транслируемых из Алматы.

Для членов еврейской общины, учащихся музыкальной школы имени М. Глинки  и всех желающих Людмила Григорьевна  вместе с  руководителем клуба  «Авраам» Михаилом Буниным провела  интересный и познавательный вечер-встречу  «Шопениана»,  а на  музыкальные гостиные, которые проходили в офисе Хэсэда, приглашала своих коллег  — пианистов, скрипачей.  Она приобщала ветеранов еврейской общины к миру классической музыки, рассказывала о жизни и творчество композиторов так, что равнодушных просто не оставалось. Казалось, разбуди ее ночью, назови фамилию композитора, и она расскажет все об этом человеке, начиная с детских лет и до последнего его произведения.

Такого экстра неординарного человека, музыканта и педагога поистине с энциклопедическими знаниями нет сегодня среди музыкантов города. Людмила Киршнер  переросла его масштабы и оставила после себя яркий  и незабываемый след.

Наталья Перфильева, Тараз